Top.Mail.Ru

На Главную О Радиомузее Как нас найти Коллекции друзей

Книга немецкого генерала В. Швабедиссена "Сталинские соколы" в русском переводе вышла в 2006 году в издательствах АСТ (Москва) и Харвест (Минск). Мы купили ее через интернет-магазин OZON.RU. 

Первая часть книги посвящена периоду от 1918 года вплоть до начала Великой Отечественной войны и затрагивает также действия советских летчиков в гражданской войне в Испании (июль 1936 - апрель 1939 гг.). Остальные три части книги посвящены состоянию советских ВВС и их действиям в разные периоды ВОВ. 

Всего в книге 527 страниц убористого текста, из которых русский перевод оригинала занимает чуть более 330 страниц. Остальное это редакционные комментарии и приложения. Текст книги и редакционные примечания можно найти также на сайте "Военная литература". 

К счастью, книга хорошо структурирована, поэтому не представляло большого труда выбрать из нее те сведения, которые относятся к системам связи советских ВВС времен войны. Эта информация не слишком велика по объему, и именно она составила основу данного материала. 

В приведенном ниже полном Содержании книги те главы и разделы, которые содержат информацию о системах связи, выделены и снабжены гиперссылками, выводящими на нужные части текста. То же касается и немногочисленных редакционных комментариев, относящихся к системам связи в советских ВВС. Мы сгруппировали их в конце текста и заново перенумеровали - [1], [2] и т.д. В одном месте мы даже рискнули добавить собственный комментарий с пометкой [Прим. РМ В. Громова]

Нужно сказать, что в отличие от варианта в Интернете, не имеющего никаких иллюстраций, в книжный текст В. Швабедиссена вставлены более 180 черно-белых фотографий с комментариями. В основном это фотографии из советских архивов, но встречаются и американские, и немецкие фото. Есть также 72 цветных рисунка советских самолетов и машин, поставленных по Ленд-Лизу, иллюстрирующих их боевую раскраску. 

В печатном варианте книги (но не в Интернете) есть три интересных приложения, из которых хотелось бы выделить Приложение 3 "Самолеты, состоявшие на вооружении советских ВВС периода Второй Мировой войны". Это приложение занимает 122 страницы и в очень компактном виде содержит массу сведений о самолетах как иностранного, так и советского производства, включая описание всех модификаций, летно-технические данные и объемы выпуска (либо поставок по Ленд-Лизу) наиболее ходовых модификаций.

Радиомузей В. Громова

* * * * *

Вальтер Швабедиссен

СТАЛИНСКИЕ СОКОЛЫ

Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.

Об авторе: Вальтер Швабедиссен (Walter Schwabedissen) - участник еще Первой Мировой войны. В 1933 г. в составе группы офицеров Генерального штаба Вермахта был переведен в Люфтваффе. До начала Второй Мировой войны он два года служил в министерстве авиации в управлении подготовки, год в Военной академии. Далее возглавлял территориальные авиационные командования Люфтваффе. В начале войны генерал-майор Вальтер Швабедиссен командовал корпусом зенитной артиллерии, 2-й истребительной авиадивизией 12-го авиационного корпуса, позднее стал командующим немецких войск в Нидерландах. В конце 1944 г. Швабедиссен возглавил кадровое управление ВВС Венгрии и руководил им до конца войны. 

Аннотация издательства: Книга немецкого генерала Вальтера Швабедиссена представляет собой аналитическое исследование состояния и действий советской авиации в годы германо-советской войны. Она основана на большом фактическом материале, собранном разведкой Люфтваффе, а также обобщает мнения пилотов - участников боев. 

Автор показал реальное положение дел в ВВС РККА накануне войны и в ее ходе. Он проанализировал действия всех видов советской авиации в разные периоды войны, дал оценку летному и командному составу, тактике и стратегии, авиационной технике и другим компонентам ВВС. 

Перевод сделан с английского текста, опубликованного в журнале Института ВВС США № 175 (июнь 1960 г). Книга представляет исключительный интерес для широкого круга читателей, увлекающихся историей авиации и военных конфликтов. 

СОДЕРЖАНИЕ 

От редакции

Предисловие автора

Часть I. Развитие и становление русских ВВС 

Глава 1. Период с 1918 по 1933 г. 

Глава 2. Период с 1933 г. и до начала русской кампании в 1941 г.

Глава 3. Зенитная артиллерия 

Глава 4. Парашютно-десантные войска 

Глава 5. Индустрия авиационных вооружений 

Глава 6. Военная промышленность в целом 

Глава 7. Транспорт

Глава 8. Советские ВВС в гражданской войне в Испании 

Глава 9. Общая оценка советских ВВС перед началом боевых действий 

Часть II. Советские ВВС в период от начала русской кампании и до конца 1941 г. 

Глава 1. Общий обзор 

Глава 2. Разведывательная авиация 

Глава 3. Истребительная авиация 

Глава 4. Штурмовая авиация 

Глава 5. Бомбардировочная авиация 

Глава 6. Особые авиационные операции 

Глава 7. Организация службы связи и оповещения 

Глава 8. Организация наземной службы, технический уровень ВВС, система снабжения

Глава 9. Подготовка авиационных специалистов 

Глава 10. Воздушно-десантные войска 

Глава 11. Авиационная промышленность, военная экономика, транспорт 

Глава 12. Поддержка западных союзников 

Глава 13. Выводы 

Часть III. Советские ВВС в 1942-1943 гг. 

Глава 1. Общие сведения 

Глава 2. Разведывательная авиация 

Глава 3. Истребительная авиация 

Глава 4. Штурмовая авиация 

Глава 5. Бомбардировочная авиация 

Глава 6. Другие воздушные операции 

Глава 7. Организация наземных служб ВВС, техническое обслуживание и служба снабжения 

Глава 8. Организация службы связи в ВВС 

Глава 9. Обучение летного состава 

Глава 10. Парашютные части и воздушно-десантные войска 

Глава 11. Производство самолетов и вооружения и система обеспечения 

Глава 12. Помощь союзников 

Глава 13. Заключение 

Часть IV. Советские ВВС добиваются превосходства в воздухе 

Глава 1. Ход войны в воздухе в 1944-1945 гг. 

Глава 2. Командование и управление 

Глава 3. Организация 

Глава 4. Количественный состав и концентрация 

Глава 5. Самолеты, вооружение, вспомогательное авиационное оборудование 

Глава 6. Разведывательная авиация 

Глава 7. Истребительная авиация 

Глава 8. Советская штурмовая авиация 

Глава 9. Советская бомбардировочная авиация 

Глава 10. Специальные воздушные операции 

Глава 11. Организация наземной службы ВВС РККА, наземная техника, служба снабжения 

Глава 12. Служба связи 

Глава 13. Подготовка летного состава 

Глава 14. Авиационная промышленность, военная экономика и транспорт 

Глава 15. Поддержка союзников 

Глава 16. Выводы 

Заключение 

Редакционные комментарии 

От редакции

"Небо войны... Оно позвало юных парней и девушек за штурвалы истребителей и бомбардировщиков, штурмовиков и легендарных По-2. Днем и ночью, летом и зимой, в любую погоду громили советские летчики сильного и жестокого врага. Громили в небе и на земле..."

 "В Великой Отечественной войне советского народа, - отмечал в приказе от 19 августа 1945 г. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, - наша авиация с честью выполнила свой долг перед Родиной. Славные соколы нашей Отчизны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хваленую немецкую авиацию..." 

"Советские летчики в боях за Родину покрыли себя неувядаемой славой и продемонстрировали свое полное превосходство над фашистскими стервятниками..." 

Такой, или примерно такой образ советского летчика вставал перед нами, когда мы читали отечественную литературу, посвященную воздушным сражениям времен Второй Мировой войны. Кто из нас не восхищался подвигами выдающихся советских летчиков? Имена Покрышкина, Кожедуба, Амет-Хана, Ворожейкина, Маресьева и ряда других известных пилотов вызывают чувство законной гордости за нашу славную авиацию. Они стали символом отваги и героизма. Они были высочайшими профессионалами ратного дела и ни на йоту не уступали в мастерстве и мужестве лучшим летчикам Германии. Это - правда!

Но есть и другая правда - о тысячах и тысячах безвестных летчиков, павших в воздушных боях, имена которых никто никогда не узнает и не вспомнит. Именно они, кое-как подготовленные, плохо обученные, почти не имевшие никакого летного опыта (не говоря уже о боевом), десятками тысяч тел накрыли и, в конце концов, погребли авиацию Германии. Их бросило в бой на верную смерть безграмотное, бездарное и, по сути дела, преступное высшее командование РККА. 

Вот характерный пример - воспоминания наркома авиационной промышленности Шахурина о проводах на фронт в конце 1942 г. авиаполка, получившего новые современные самолеты: 

"...На самолете У-2 лечу на аэродром, хочу своими глазами увидеть, кому мы вручаем самолеты. Лейтенантов среди летчиков не вижу, только сержанты. Спрашиваю: 

- Какой налет имеете на боевых самолетах? 

Отвечают: 

- Полтора-два часа, и то чаще всего на старых самолетах, редко кто летал на новых. 

Спрашиваю у командиров: 

- Как будет происходить освоение новой материальной части? 

- Теорию им объяснили во время учебы, познакомили и с особенностями самолетов, ну а здесь даем один-два полета и потом - на Сталинград. Время не ждет. 

Воевали молодые летчики беззаветно, помогая сталинградцам отстаивать город, уничтожая вражескую технику в воздухе и на земле". 

Не хочется даже комментировать этот эпизод. Может быть, кто-то из читателей, понятия не имеющих об авиации, и захлебнется от восторга, но людей, знающих суть дела, может только мороз по коже продрать. Между тем, даже сегодня многие "ура-патриоты" отвергают саму мысль о слабой летной и тактической подготовке основной массы советских летчиков и доказывают, что не могли немецкие асы иметь столь большие счета побед над "славными сталинскими соколами". 

Лишь в последние годы правда о войне в воздухе на советско-германском фронте стала пробивать себе дорогу к нашему читателю. Масса негативной информации о советской авиации времен Второй Мировой войны обрушилась на головы отечественных читателей. Казалось, что она навсегда похоронит героический облик советских летчиков. Однако этого не произошло. Правда глубоко ранит души заблудших и одновременно имеет странное свойство эти души лечить, делая людей мудрее. Главное, что мы должны помнить, - победа была за нами! Но цена этой победы непомерно велика... 

Предисловие автора

Для лучшего понимания мнений немецких армейских, флотских и авиационных командиров о русской авиации в период кампании 1941-1945 гг., необходимо было в первую очередь иметь ясную картину состояния ВВС РККА перед началом Второй Мировой войны. Важной частью этой картины являются предвоенные оценки русских ВВС германским командованием. Именно они повлияли на оперативные планы германских вооруженных сил, в частности Люфтваффе, и, следовательно, определили последующие действия немецких полевых командиров. В первой главе сделана попытка показать, насколько расходились эти оценки с реальным состоянием советских ВВС. 

Перед началом русской кампании немецкое командование основывало свои оценки на "Orientierungsheft Union der Sozialistischen Sowjet Republiken (UdSSR)", документе, который далее в этой публикации мы будем называть "Отчетом..." разведки по СССР. Этот документ был создан IV секцией Отдела разведки Люфтваффе в феврале 1941 г. При написании первой главы автор основывался на этом документе, высказываниях немецких официальных лиц, занимавшихся этим вопросом и на материалах зарубежных обозревателей. При этом надо помнить, что публикации, появившиеся в последнее время, основываются на послевоенных материалах, недоступных немецкому командованию в начале кампании 1941 г. 

В последующих главах сделана попытка описать советские ВВС, а также их боевые действия так, как их видели немецкие командиры трех родов войск в течение этой кампании. Эти главы основываются большей частью на воспоминаниях пилотов Люфтваффе и офицеров наземных служб. Расхождения в их взглядах объясняются тем, что свой опыт они приобрели в разное время и на разных участках фронта. 

Автор также включил в свое исследование отчеты о боевых действиях и документы верховного командования Люфтваффе, содержавшие обобщение докладов и сообщений, полученных от строевых командиров. Здесь необходимо учитывать, что с момента начала немецкого отступления многие командиры лишились возможности оценивать ряд аспектов русских ВВС, таких как служба обеспечения, организация наземных служб и работа промышленности, оснащавшей ВВС техникой. 

С учетом этих оговорок данную работу можно считать правдивым отражением мнений и оценок командного состава вооруженных сил Германии о русских ВВС в войне. 

Часть I. Развитие и становление русских ВВС

Глава 2. Период с 1933 г. и до начала русской кампании в 1941 г.

Служба связи ВВС

К началу кампании 1941 г. верховное командование Люфтваффе установило, что в советских ВВС не существовало отдельной службы связи [1], подобной корпусу воздушной связи Люфтваффе. Из доступной тогда информации следовало, что службы связи подчинялись Управлению связи Красной Армии. За организацию связи в военных округах отвечали штабные офицеры связи, приписанные к воздушным частям. Им, в свою очередь, подчинялись офицеры связи в дивизиях, полках и на передвижных базах. Из полученных донесений явствовало, что командование ВВС округов и штабы дивизий располагали батальонами связи. 

Подразделения связи передвижных баз обеспечивали проводную и радиосвязь между аэродромами их системы, передачу данных метеослужбы, а также являлись резервом связистов. По прибытии летной части на аэродромную систему командир части принимал под командование роту связи, обслуживавшую эту систему. 

В летных частях не было отдельных подразделений связи. Радиооператоры и другой персонал, обеспечивавший радиосвязь, являлись штатными единицами летной части. 

В военное время штабные офицеры округов переходили со своим персоналом в подчинение командования ВВС армий и групп армий. 

Использовались следующие приборы связи: беспроводные телеграфы и радио как основное средство связи; проводные средства связи; аварийные средства связи, различные средства передачи и приема сообщений; средства визуальной связи, такие как сигнальные фонари, световые сигналы, ракеты и фальшфейеры. 

Что касается основного средства связи - радио, было известно, что существовали отдельные радиосети для связи земля-земля, земля-воздух-земля, для навигации и для метеослужбы. Средства радионавигации находились в стадии становления и никоим образом не могли сравниться с подобными средствами Люфтваффе. 

Существовало лишь несколько радиомаяков, и те - для гражданской авиации. 

Радиообмен происходил в соответствии с "Правилами радиослужбы Красной Армии", которые среди прочего требовали, чтобы все сообщения, в том числе и речевые, передавались кодом. Однако опыт русско-финской войны показал, что, несмотря на прогресс в обучении связистов, в критических ситуациях сообщения часто передавались открытым текстом.

Немецкому руководству не удалось определить количество радиостанций в строю или в эксплуатации. Были известны следующие типы радиостанций: 800-ваттная на грузовом шасси, 200-ваттная на грузовом шасси, 20-ваттная на автомобильной или конной тяге; 100-ваттные, 40-ваттные и 20-ваттные (двух типов) авиационные радиостанции; средства радионавигации, 500-ваттные радиомаяки, стационарные или на грузовиках [2]

О других средствах связи важной информации не было, но значения это не имело, так как основным средством связи являлось радио. 

Суммируя собранные сведения, верховное командование Люфтваффе пришло к выводу, что система связи советских ВВС слабо организована и плохо приспособлена к гибкому управлению воздушным боем. Как показало время, эти оценки оказались обоснованными. 

Глава 8. Советские ВВС в гражданской войне в Испании

Участие советских ВВС в гражданской войне в Испании в 1936-1937 гг. предоставило прекрасную возможность оценить качество их подготовки. Это была первая демонстрация потенциала ВВС перед лицом всего мира... 

...Не было замечено никаких признаков наличия особой системы связи. Однако из наблюдений за применением средств связи советской стороной можно было сделать вывод, что они очень ненадежны... 

Глава 9. Общая оценка советских ВВС перед началом боевых действий

Завершая эту главу, можно следующим образом суммировать сведения о советских ВВС, которыми обладало верховное командование Люфтваффе накануне начала боевых действий против СССР в 1941 г. 

Несмотря на то, что по численности Люфтваффе уступали ВВС в соотношении 1:3 или 1:4, ударная сила советской авиации и ее шансы на успех оценивались значительно ниже. 

Отсутствие боевого опыта и порочная система управления, как считалось, будут отрицательно влиять на ход операций советских ВВС. В частности, неуклюжая система управления не позволит осуществлять взаимодействие авиации с наземными войсками, особенно в условиях мобильной войны, а также концентрировать силы в районах основных событий. 

Из-за недостатков в организации наземных служб и снабжения, а также из-за низкого технического уровня советские ВВС расценивались как неготовые к боевым действиям... 

...Уровень наземных служб и снабжения оценивался как неудовлетворительный и не соответствующий современным требованиям. То же относилось и к системе связи... 

...Другие немецкие и зарубежные источники подтверждают приведенные выше оценки советских ВВС и их потенциала по всем основным пунктам, за исключением возможностей авиационной промышленности, военной промышленности в целом, транспортной системы, численности советских ВВС и их наземных служб, а также служб снабжения. 

Все эти позиции верховное командование Люфтваффе недооценило. 

Часть II. Советские ВВС в период
от начала русской кампании и до конца 1941 г. 

Глава 7. Организация службы связи и оповещения 

Немецкое командование крайне низко оценивало организацию системы связи в РККА, особенно в сравнении с немецкой. Устройство и оснащение этих служб было очень отсталым с технической точки зрения и весьма неэффективным. Причем это относилось и к службам оповещения, и к службам связи в самих ВВС. 

Конечно же, основным средством связи в ВВС являлась радиосвязь, но она была очень несовершенной, и самое главное - плохо организованной. В частности, в первые дни войны из-за несоблюдения основных правил секретности радиообмена радиосообщения перехватывались немецкими службами, и безо всякой расшифровки важная информация о дислокации частей и многое другое становилось известным без промедления. 

Располагая такой информацией, немецкому командованию часто удавалось застать врасплох русских, многократно усиливая эффект внезапности. В таких случаях потери, понесенные русскими, становились катастрофическими. 

Армейское командование и командование Люфтваффе отмечали, что передача русскими по радио открытым текстом приказов и распоряжений позволяла им своевременно принять контрмеры и избежать потерь, или, более того, наносить противнику сильные удары. 

С технической точки зрения оснащение радиосвязи "земля-воздух" и "воздух-воздух" было крайне отсталым. Аппаратуры явно не хватало, и она была несовершенна. Однако со временем к радиосвязи, к ее применению и возможностям отношение стало меняться. 

Так, уже в начале октября 1941 г. во время операций в районе Ельни русские использовали свои силы радионаблюдения и навигации не только для управления своими истребительными и штурмовыми авиасоединениями, но и для дезориентации самолетов Люфтваффе и наведения их на ложные цели. 

Точно не установлено, какими подразделениями связи - армейскими или ВВС - выполнялись подобные операции. 

Другой особенностью радиосвязи в советских ВВС в 1941 г. выступало то, что диапазон радиоволн не был разделен и четко закреплен за определенными авиасоединениями. В выделенном диапазоне могла работать целая армейская группа, дислоцированная в данном районе. Однако коды и позывные часто и произвольно изменялись (иногда дважды в день), что затрудняло радиоперехват и декодирование сообщений. 

По сравнению с радиосвязью другие виды связи, например телефонная, в ВВС использовались крайне редко. Немецкие командиры не отмечали также наличия каких-либо магистральных линий связи.

С организационной точки зрения в русских ВВС не существовало отдельной службы связи, в отличие от Люфтваффе. Служба связи в ВВС была частью системы службы связи Красной Армии [3]. Немецкое командование отмечало, что офицеры связи в частях и подразделениях ВВС, а также в штабах ВВС распределяли каналы и частотные диапазоны для нижестоящих подразделений. 

В общем и целом информация, полученная немецким командованием по организации службы связи советских ВВС, слишком бедна, чтобы можно было реально оценить ее эффективность. Однако даже исходя из имеющихся отрывочных сведений, можно прийти к выводу, что радиосвязь в русских ВВС находилась на крайне низком, не отвечающем тому времени уровне. 

Это касается всех аспектов: и радиосвязи между землей и самолетами, и между летчиками в воздухе, и даже между наземными службами, дисциплины радиообмена и, наконец, технического оснащения.

Часть III. Советские ВВС в 1942-1943 гг.

Глава 8. Организация службы связи в ВВС

Организация службы связи в течение рассматриваемого периода развивалась в русле общего прогресса, достигнутого ВВС. Особенно это было заметно в области радиосвязи и оборудования, так как в ВВС стали действовать детально разработанные на этот счет директивы. Большую помощь в этом деле русским оказывали их западные союзники. Однако по сравнению с организацией систем связи в Люфтваффе русские значительно отставали, так как не имели специальных подразделений и частей связи в ВВС [4]

Отличительной особенностью в организации связи у русских выступало то обстоятельство, что они для этих целей использовали не только радио, телефон и телетайп, но и такие способы передачи сообщений, как связные, курьерские и штабные самолеты.

Координация всех вопросов по организации связи в ВВС осуществлялась из Управления связи Главного штаба ВВС. В пределах воздушной армии всеми вопросами связи занимался начальник связи, в ведении которого находились все средства радиосвязи, телефон, телетайп и курьерская служба [5]. Шифровальщики были выделены в отдельное подразделение. 

Наиболее значительный прогресс наблюдался в области радиосвязи. По сравнению с 1941 г. радиообмен между самолетами и наземными станциями существенно улучшился. Например, в мае 1943 г. в Кубанском воздушном сражении все русские истребители были снабжены радиостанциями. Советские истребители и штурмовики постоянно и систематически получали радиоинформацию с наземных станций, расположенных на направлениях главного удара наземных войск. Такие сообщения помогали истребителям лучше ориентироваться в воздухе, а штурмовикам и бомбардировщикам получать свежую информацию о координатах цели и появлении немецких истребителей.

Наземные станции управления контролировали воздушную обстановку, исправляли ошибочные действия экипажей и понуждали их к выполнению задания, если те по каким-либо причинам отказывались от атак назначенных целей [6]. Русские часто использовали частоты немецких радиостанций, чтобы вводить в заблуждение их экипажи, или угрожали им немедленной расправой. 

Несмотря на принимаемые меры, радиодисциплина в русских ВВС была далека от совершенства. Это позволяло немецкой службе радиоперехвата узнавать о готовящихся наступательных операциях, заранее направлять немецкие истребители навстречу советским бомбардировщикам и предупреждать свои наземные войска. 

Немцы знали о существовании у русских подобной службы радиоперехвата, но не имели представления о деталях ее работы из-за строгой засекреченности. Однако немцы предполагали, что эффективность работы этой службы была невысокой, так как практически ни разу не смогли обнаружить связь между целью боевого задания и конкретной ситуацией в воздухе в районе удара.

То же самое можно сказать и относительно радарных систем русских, которыми они располагали. Радары были запущены в массовое производство и могли засекать воздушные цели предположительно на максимальной дальности от 110 до 150 км. Судя по действиям ночных истребителей, советские радарные установки были весьма примитивны и неэффективны [7]

Глава 13. Заключение

Итоговая оценка русских ВВС в период 1942-1943 гг., которую дали немецкие командиры, может быть сформулирована следующим образом. 

1. Процесс восстановления ВВС РККА, начавшийся осенью 1941 г. после сокрушительных ударов немецких войск, в течение следующих лет медленно, но неуклонно возрастал. Принимая во внимание, что 1942 г. прошел под знаком полного превосходства в воздухе авиации Люфтваффе, к концу 1943 г. ситуация кардинальным образом изменилась. К этому времени русские научились извлекать выгоду из своего значительного численного преимущества, и во многих конкретных случаях доминировали в воздушном пространстве над полями некоторых крупных сражений... 

10. Наземное оборудование ВВС, техническое обслуживание и службы снабжения устойчиво улучшались, однако все еще были примитивными и значительно отставали от западных стандартов, хотя и удовлетворяли потребностям советских ВВС. 

11. Службы радиосвязи и других систем коммуникации участвовали в общем прогрессе ВВС, хотя и не достигли уровня аналогичных немецких служб... 

Часть IV. Советские ВВС добиваются превосходства в воздухе

Глава 12. Служба связи 

Доступные источники позволяют сделать вывод о продолжающемся прогрессе русских в этой области. Умело адаптируя иностранный опыт к советским условиям, они особенно преуспели в развитии полевой радиосвязи. Структура системы связи ВВС приняла формы, приближающие ее к полной функциональной независимости. Развитие такой службы так и не было закончено к концу войны. 

Наиболее важным моментом в организации службы стала середина 1944 г., когда авиационные подразделения связи были выведены из состава армейской службы связи и приданы службе связи ВВС РККА. Этим решением была образована независимая служба воздушной связи, развитие которой закончилось общим расширением радиосвязи и сокращением проводных средств связи. 

До конца войны так и не было отмечено никаких признаков того, что донесения с самолетов, управление воздушным движением и радиоперехват будут включены в новую службу связи. 

Службу связи ВВС возглавлял начальник связи, при командующем ВВС РККА находился офицер связи. 

Войска связи состояли из полков связи, действующих в составе воздушных армий, и непосредственно подчиненных командованию ВВС РККА полков связи. 

Полк связи включал в себя штабную роту, роту телефонной связи, роту радиосвязи, строительную телефонную роту и роту прокладки телефонных кабелей. 

Каждому авиационному корпусу, дивизии, региональной авиабазе, батальону аэродромного обслуживания придавалась отдельная рота связи, состоящая из штабного взвода, радиовзвода, взвода телефонной связи и строительного телефонного взвода. 

В сентябре 1944 г. общая численность частей и подразделений связи (без учета подразделений связи АДД, авиации ВМФ, системы ПВО и непосредственно подчиненных командованию ВВС РККА) равнялась примерно 90 тыс. человек. 

Офицер связи подчинялся начальнику штаба авиационной части. Он выполнял приказы как начальника штаба, так и вышестоящего офицера связи, отвечал за плановую загрузку личного состава и оборудования всех подразделений связи. 

Каждый штаб отвечал за организацию связи со следующей более низкой инстанцией, что включало в себя организацию и оснащение узлов связи (в штабе), радиосвязи, проводной связи и других устройств связи (оптической и подвижной). 

В отличие от немцев, которые в первую очередь применяли проводные средства связи, русские больше внимания уделяли радиосвязи. Отсутствие в России постоянных телефонных линий и огромные расстояния заставили советское командование прибегнуть к широкому применению радиосвязи, которая стала главным средством для связи "воздух-воздух", руководства операциями и передачи сообщений о воздушной обстановке. Советская служба радиооповещения и наведения использовала армейские радиостанции, чего не наблюдалось у немцев. Однако применение радиосетей и радиоканалов было принято по немецкому образцу. 

Штурмовики, бомбардировщики, истребители сопровождения, участвующие в операции, и наземные радиостанции использовали одну и ту же радиочастоту. Только самолет ведущего группы находился на связи с землей. После того, как группа выходила из зоны устойчивой радиосвязи (при полете на высоте 1000 метров это расстояние равнялось 50 км), не делалось ничего для того, чтобы поддержать связь с наземным командным пунктом. Риск радиоперехвата считался бóльшим злом, чем возможные ошибки и потери времени при расшифровке кодовых знаков. 

Разведывательный самолет находился в тех же радиоусловиях, какие описаны выше.

С весны 1944 г. русские стали использовать радары для обнаружения немецких самолетов и наведения своих истребителей на цель. Нет никаких сведений об организации советских радарных подразделений. Полевая высокочастотная радиотехника русских находилась на начальных ступенях развития, поэтому все применяемые в СССР радары, даже осенью 1944 г., были или британского производства, или советскими копиями британских образцов [Скорее, копиями американских радиолокаторов вроде SCR-584. У нас это была станция орудийного наведения СОН-4. - Прим. РМ В. Громова]. Хотя существование бортовых радаров не было установлено в то время, вероятно, радар использовался для управления действиями истребителей [8]

Нет никакой новой информации о советской службе радиоперехвата. 

Что касается проводных коммуникаций, то они были основной сетью каналов командной связи. Советские ВВС, армия и ВМФ зависели от этой сети, так как не существовало отдельных для каждого рода войск сетей. При установлении проводных линий связи воздушные службы связи по возможности использовали существующие сети гражданских почтовых услуг и различных армейских штабов, таким образом сокращая строительные работы. В службах проводной связи использовался женский персонал. 

За последние годы войны не получено никакой новой информации о других средствах связи или о применяемом оборудовании. 

Используемое советскими ВВС оборудование связи не соответствовало уровню аналогичных западных образцов. Можно согласиться с тем, что уровень, достигнутый советской радиопромышленностью, был даже более низок, чем тот, который существовал в других отраслях. С другой стороны, это оборудование, без сомнения, соответствовало тем не слишком высоким требованиям, которые выдвигались ВВС Красной Армии. 

В итоге, деятельность служб связи в 1944-1945 гг. мало отличалась от того, что было в 1942-1943 гг. и характеризовалась только некоторыми особенностями: постепенное продвижение к учреждению самостоятельной воздушной службы связи; значительное улучшение полевой радиосвязи; постепенное внедрение радарной техники и оборудования проводной связи. По сути это означает, что воздушная служба связи соответствовала требованиям ВВС РККА, но не уровню западных стандартов или условиям войны на Западе. 

Глава 16. Выводы

Оценки, данные немецкими полевыми командирами советской авиации в 1944-1945 гг., могут быть сформулированы следующим образом. 

1. Изменение сил в пользу русских началось уже в 1943 г. и устойчиво увеличивалось в ходе последней трети войны. Победы советской армии на земле и в воздухе, численное превосходство, быстрое развитие боевой техники, рост боевого мастерства советских авиаторов - вот основные факторы, вызвавшие усиление мощи ВВС РККА. Все это в итоге завершилось завоеванием русскими превосходства в воздухе... 

11. Службы связи получили бóльшую независимость; стали очевидны признаки организации отдельного корпуса связи ВВС. Преимущественное развитие получила радиосвязь. Служба связи соответствовала требованиям советских ВВС, хотя и не достигла западного уровня... 

Заключение

В 1941 г. советские Военно-Воздушные Силы во всех отношениях, кроме количества, уступали Люфтваффе. В начале русской кампании ВВС РККА были практически парализованы как мощными ударами немецкой авиации, так и потерей наземной инфраструктуры, захваченной наступающей немецкой армией. Такое положение закончилось установлением временного немецкого господства в воздухе. 

Постепенное снижение интенсивности и мощи немецких воздушных ударов, возможность беспроблемной подготовки летчиков и производства авиационной техники, помощь западных союзников - все это позволило советским ВВС в 1942-1943 гг. быстро восстановить свои силы. 

Переход от оборонительной тактики к наступательной в сочетании с численным превосходством в конце концов дали возможность ВВС РККА добиться паритета. В 1944-1945 гг. развитие советских ВВС проходило еще более быстрыми темпами. Несмотря на это, советская авиация продолжала применяться исключительно для поддержки операций наземных войск. Дальнейшее ослабление немецкой авиации, наряду с усилением советской, закончилось неоспоримым советским воздушным превосходством, которое явилось важной составляющей советской победы. 

Вторая Мировая война стала той основой, на которой зиждется нынешняя советская военно-воздушная мощь. 

Редакционные комментарии

[1] Система организации связи штаба ВВС и в довоенное время представляла собой полностью самостоятельную сеть проводной связи. В ней использовались проводные каналы связи, арендованные у Наркомата связи. В распоряжении главного штаба ВВС имелся телефонно-телеграфный узел связи, созданный еще в 1935 г. Накануне войны этот узел располагался в Москве и предназначался для обеспечения связи со штабами ВВС военных округов, с отдельными авиасоединениями и авиагарнизонами, находившимися на особо важных направлениях. Для выхода на сеть общегосударственной связи узел штаба ВВС имел в своем распоряжении соединительные кабели с Центральным телеграфом, Центральной междугородной телефонной станцией и Московской городской телефонной сетью. Кроме того, он был соединен подземными кабельными линиями связи с радиоцентрами штаба ВВС, располагавшимися в районе Москвы, с узлом связи Наркомата обороны и узлом, где размещался телефонно-телеграфный узел связи штаба авиации особого назначения. Назад >>

[2] В войсках связи ВВС Красной Армии использовались автомобильные радиостанции PAT и РАФ, радиостанции РБ и РБС. Назад >>

[3] В ходе войны узел связи штаба ВВС непрерывно и постоянно расширялся, система связи ВВС совершенствовалась. В августе-сентябре 1941 г. на одной из станций Московского метрополитена был оборудован резервный узел связи. В тот же период для обеспечения связи представителей командования ВВС при выездах на фронт были созданы два подвижных узла связи: один из них смонтирован в железнодорожных вагонах, а другой - в автобусах. Назад >>

[4] В мае 1942 г. в воздушной армии из отдельной роты связи был образован отдельный батальон связи, в 1943 г. преобразованный в отдельный полк связи. Кроме того, имелись следующие подразделения связи: отдельная кабельно-шестовая рота; отдельная телеграфно-шестовая рота; рота связи ВПУ; отдельная рота связи; линейно-кабельный батальон, учебный батальон связи. Назад >>

[5] В декабре 1942 г. была создана 3-я отдельная авиационная дивизия связи, состоящая из 11 авиаполков, отдельного транспортного авиаотряда и 883-го батальона аэродромного обеспечения. Эта авиадивизия обеспечивала связь Генштаба с фронтами и армиями. На вооружении находились самолеты ТБ-3, Ли-2, СБ, ПС-84, Р-5, По-2. В октябре 1943 г. отдельные эскадрильи связи были переформированы в отдельные авиационные полки связи. Также организованы и собственные запасные части связи. Назад >>

[6] Для обеспечения радиосвязи в соединениях авиации использовались отечественные автомобильные радиостанции PAT и РАФ. Назад >>

[7] Первые РЛС стали поступать в воздушные армии в 1943 г. Летом этого года в войска были поставлены РЛС типа РУС-2, которые обеспечивали дальность обнаружения самолетов на расстоянии 100-120 км. На вооружение частей ПВО поступили радиолокационные станции обнаружения и наведения "Редут-43" и "Пегматит". Назад >>

[8] На самолетах A-20G устанавливали РЛС "Гнейс-2" советского производства. Назад >>

На Главную | Вернуться назад

Тел: (495) 744-1070     Email: museum@rkk.ru

Top.Mail.Ru