Что
касается авиационного бортового
оборудования, поставлявшегося в СССР, то в
придачу к Отчету военного ведомства США о
поставках по Ленд-Лизу мы использовали
имеющиеся в нашем распоряжении справочники
по самолетной радиоаппаратуре, изданные в
СССР в 1946 и 1948 гг. Поэтому в наших перечнях
аппаратуры Ленд-Лиза, поставлявшейся в СССР,
чувствуется некоторый перекос в сторону
авионики.
Кроме
достаточно известных моделей - комплекта
бортовой радиостанции SCR-274-N и приемника
ВС-348
- в советских справочниках по самолетному
радиооборудованию упомянуто достаточно
много других авиационных радиоустройств
американского производства. Это и КВ
радиостанция SCR-287 (в состав которой вместе с
передатчиком ВС-375 как раз и входил приемник
ВС-348), и УКВ радиостанция SCR-522, послужившая
прототипом нашей РСИУ-3 (она же Р-800), и
радиокомпасы, и радиооборудование для
посадки вслепую.
Необходимое
пояснение. Термин "командная
радиостанция" (Command Set) в американской
авиации означал радиостанцию для связи
между самолетами. Термин "связная
радиостанция" (Liaison Set) означал
радиостанцию для дальней связи с
аэродромами. В реальной жизни эти функции
строго не соблюдались, и командные
радиостанции с успехом использовались
также для связи с землей.
На выход
В
Радиомузее В. Громова собраны приемники,
передатчики и другие устройства из состава
следующих комплектов американской
авиационной радиоаппаратуры,
поставлявшейся в СССР:
SCR-274-N
-
командные бортовые радиостанции
разработки 1940 г., предназначенные для
радиосвязи между самолетами, с наземными
командными пунктами и для радионавигации. В
них впервые было применено переключение
диапазонов за счет смены блоков приемника и
передатчика.
Все
приемники супергетеродинного типа.
Навигационные приемники ВС-453 (190…550 кГц) и
ВС-946 (550…1500 кГц). Сменные блоки приемников
ВС-454 (3…6 МГц) и ВС-455 (6…9,1 МГц).
Сменные
блоки передатчиков ВС-696 (3…4 МГц), ВС-457 (4…5,3
МГц), ВС-458 (5,3…7 МГц) и ВС-459 (7…9,1 МГц).
Мощность до 40 Вт (ТЛГ), виды работы - ТЛГ (А1, А2)
и АМ (A3).
В 1942 г.
были добавлены блоки УКВ - приемник ВС-942
(100…156 МГц) и передатчик ВС-950 (100…125 МГц, 10 Вт,
АМ). Полный список блоков SCR-274-N приведен
здесь.
Комплекты
SCR-274-N устанавливались на поставлявшихся в
СССР по Ленд-Лизу истребителях "Спитфайр",
Р-40Е "Китти-Хок", Р-39 "Аэрокобра", а
также на бомбардировщиках В-25 "Митчелл",
"Бостон III" (DB-7B) и "Хэвок" (модели
A-20C и A-20G).
До
появления SCR-274-N основным типом командных
радиостанций в армейской авиации США были
комплекты SCR-183 и SCR-283 с приемниками,
собранными по схеме прямого усиления, и 20-ваттными
передатчиками, а в морской авиации - похожие
на них комплекты GF/RU. Вся эта аппаратура
производилась, начиная с 1932 года.
Прототип
комплекта SCR-274-N разрабатывался с 1937 года по
заказу американских ВМФ (US Navy). Он был
испытан в 1939-м и сразу же принят на
вооружение как модель RAT (диапазон 13,5…27 МГц)
и модель RAV (190 кГц…27 МГц). Американская
армия заказала аналогичную аппаратуру в
июне 1940 г. и назвала ее SCR-274-N, где буква "N"
напоминала о моряках (Navy).
Уникальность
конструкторского подхода при разработке
SCR-274-N заключалась в том, что в аппаратуре
были начисто исключены переключатели
диапазонов и использовалось несколько
идентичных по конструкции приемников и
передатчиков, перекрывавших различные
полосы радиочастот. Понятно, что это резко
повысило надежность и стабильность
радиоаппаратуры.
Производство
радиостанций сразу же начала Aircraft Radio Corporation,
выпуская для моряков комплекты ATA/ARA, а для
армейской авиации SCR-274-N. В результате одни и
те же блоки выпускались под двумя разными
названиями. Например, бортовые приемники
диапазона 3…6 МГц в армейской авиации
назывались ВС-454, а в комплекте ATA/ARA точно
такие же приемники назывались CBY-46105 ("CBY"
- это флотский код, присвоенный Aircraft Radio
Corporation).
В 1942-1943 гг.
для морской авиации было начато
производство усовершенствованного
варианта командной радиостанции, который в
соответствии с только что введенной
системой обозначений стал называться AN/ARC-5.
Приемники
и передатчики также получили новые
обозначения. Так, приемники диапазона 3…6
МГц назывались уже не ВС-454, а либо R-21/ARC-5,
либо R-26/ARC-5. Взаимозаменяемости между
комплектами SCR-274-N и AN/ARC-5 не было, даже
кабельные разъемы не подходили друг к другу.
В
коллекции Радиомузея В. Громова имеются только
блоки из комплекта SCR-274-N. В нашей библиотеке
имеется "Предварительная инструкция по
радиостанции SCR-274-N", переведенная и
изданная в США Амторгом в 1942 г. в расчете на
использование аппаратуры SCR-274-N в СССР.
SCR-*-283
-
командные бортовые радиостанции
разработки 1932 г., предназначенные для
радиосвязи между самолетами, с наземными
командными пунктами и для радионавигации.
Предшественники комплекта SCR-274-N. Питание от
бортсети напряжением 28 В.
SCR-*-183
-
аналог SCR-*-283. Питание от бортсети
напряжением 14 В.
Знак * (звездочка)
в обозначениях реальной аппаратуры
заменялся буквами AJ, AR, AS и т.д.
Приемники
прямого усиления (у нас это ВС-AR-429),
диапазоны 200…400 кГц и 2,5…7,7 МГц. Передатчики
ВС-AR-430 и
ВС-AR-230 аналогичны по схеме и
конструкции. Диапазон 2,5…7,7 МГц, мощность 20
Вт, виды работы - ТЛГ (А1,А2) и АМ. Переключение
диапазонов в приемниках и передатчиках за
счет смены диапазонных блоков настройки (доступ
с боковых стенок аппаратуры).
Поставлялись
в СССР по Ленд-Лизу как часть оснащения
истребителей Р-40Е "Китти-Хок",
бомбардировщиков В-25 "Митчелл" и
транспортных самолетов С-47 "Скайтрейн".
SCR-287
- связные (для дальней связи) бортовые
радиостанции с питанием от бортсети 28 В.
Приемник ВС-348
(1,5…18 МГц), передатчик ВС-375
(1…12 МГц, мощн. 75 Вт, ТЛГ).
SCR-522
-
командные бортовые УКВ радиостанции,
предназначены для радиосвязи между
самолетами и с наземными командными
пунктами. Четыре фиксированных канала (A,B,C,D)
в диапазоне 100…156 МГц, мощность 6 Вт, вид
работы АМ.
На
канале D обеспечивалась возможность
автоматической передачи посылок
тонального телеграфа, использовавшихся в
системе идентификации "свой-чужой" (система
Pipsqeak, см. ниже). Управление радиостанциями
дистанционное.
SCR-522 это
аналог английской радиостанции TR-1143 и
прототип советской РСИУ-3 (Р-800).
RAX
-
связные бортовые приемники морской авиации
США для полосы частот от 200 кГц до 27 МГц. В
комплект входили приемники CG-46115 (200…1500 кГц),
CG-46116 (1,5…9 МГц), CG-46117 (7…27 МГц).
По
схеме приемники RAX аналогичны приемникам из
комплекта SCR-274-N, однако имеют переключатели
диапазонов. Поставлялись в СССР как часть
оснащения тяжелых летающих лодок PBY-5A "Каталина",
которые охраняли северные конвои и
базировались в Мурманске и Архангельске.
У нас
имеются также блоки из состава следующей
бортовой аппаратуры:
RC-36
-
самолетное переговорное устройство (СПУ) с
возможностями дистанционного управления
бортовыми радиосредствами. Предназначено
для ведения внутренней телефонной связи
между членами экипажа самолета и
использования ими аппаратуры связной и
командной радиостанций и самолетного
радиопеленгатора.
RC-43
-
радиоотметчик диапазона 62…80 МГц на базе
маркерного приемника ВС-357. Предназначен
для приема сигналов маркерных радиомаяков,
отмечающих местоположение контрольных
пунктов в системе средств посадки.
RC-103
-
устройство для захода на посадку в условиях
плохой видимости на базе приемника ВС-733.
Дополнительно используются высотомер или
приемник глиссады и маркерный приемник.
RC-193
-
радиоотметчик, 75 МГц, на базе маркерного
приемника ВС-1333 со световой сигнализацией.
На выход
Переходим
к описанию "авиационных" экспонатов
Радиомузея В. Громова в алфавитном порядке:
BC-AR-230
-
передатчик командной радиостанции SCR-AR-183
(SCR-*-183). Диапазон частот 2,5…7 МГц.
Переключение диапазонов за счет смены
блоков настройки. Мощность 15 Вт, виды работы
- ТЛГ (А1,А2) и АМ. Питание от бортсети 14 В.
Имеются диапазонные блоки C-382 и C-385.
Дополнительная информация:
Состав блоков комплекта SCR-AR-183
BC-348-R
-
авиационный бортовой приемник из комплекта
связной радиостанции SCR-287. Диапазоны частот
0,2…0,5 МГц и 1,5…18 МГц. Виды работы - ТЛГ и АМ.
Начало выпуска - 1938 г. Разными фирмами
выпускалось более 10 моделей ВС-348,
различавшихся последней буквой.
Вместе с
приемником ВС-348 в комплект SCR-287 входил
передатчик ВС-375. Такого передатчика в нашей
коллекции нет, однако имеется сменный
диапазонный блок TU-5 от него (см. ниже).
Начиная с
1944 г. приемники ВС-348 начали применяться в
составе бортовых радиостанций AN/ARC-8 вместе
с новейшим по тем временам передающим
комплектом AN/ART-13 (AN/ART-13 состоял из 100-ваттного
передатчика T-47/ART-13 и вспомогательных
устройств). Радиостанции дальней связи AN/ARC-8
устанавливались, в частности, на
бомбардировщиках В-29, В-36 и В-58. Приемники ВС-348
также получили новое обозначение и стали
выпускаться как AN/ARR-11.
Когда в
июне 1945 г. было принято решение скопировать
американский тяжелый бомбардировщик В-29
"Суперфортресс", то к маю 1947 года
вместе со стратегическим бомбардировщиком
Ту-4 на свет появились передатчик
РСБ-70 (точная
копия T-47/ART-13) и приемник УС-9 (точная копия ВС-348).
Приемники
УС-9 выпускались в СССР с 1947 по 1987 годы. Если
учесть, что ВС-348 выпускался в США, начиная с
1938 года, то вместе эта "парочка" вполне
могла бы претендовать на место в Книге
рекордов Гинесса как самая долгоживущая
разработка.
Дополнительная информация:
Принципиальная схема BC-348
BC-357-P
-
маркерный приемник из комплекта
радиоотметчика RC-43. Собран по схеме прямого
усиления, диапазон частот 62…80 МГц. Основная
рабочая частота 75 МГц. Питание от бортсети 28
В.
Дополнительная информация:
Принципиальная схема BC-357
BC-366
-
абонентский аппарат из состава самолетного
переговорного устройства RC-36.
С
помощью переключателя позволяет выбирать
следующие режимы работы: "COMP" -
включение на самолетный радиопеленгатор,
"LIAISON" - использование связной
радиостанции, "COMMAND" - использование
командной радиостанции, "INTER" -
внутренняя связь между членами экипажа, "CALL"
- общий циркулярный вызов всех членов
экипажа. Питание от бортсети 28 В.
Дополнительная информация:
Блок-схема СПУ RC-36
Принципиальная схема BC-366
На выход
BC-AR-408
-
антенное реле командной радиостанции SCR-AR-283
(SCR-*-283).
BC-AR-429
-
приемник командной радиостанции SCR-AR-283
(SCR-*-283). Разработка 1932 г., собран по схеме
регенератора. Диапазоны частот 200…400 кГц и
2,5…7,7 МГц. Переключение диапазонов за счет
смены блоков настройки. Питание от бортсети
28 В. Имеется диапазонный блок C-379.
Дополнительная информация:
Состав блоков комплекта SCR-AR-283
Принципиальная схема BC-AR-429
BC-AR-430
-
передатчик командной радиостанции SCR-AR-283
(SCR-*-283). Диапазон частот 2,5…7 МГц.
Переключение диапазонов за счет смены
блоков настройки. Мощность 15 Вт, виды работы
- ТЛГ (А1,А2) и АМ. Питание от бортсети 28 В.
Имеется диапазонный блок C-184.
Дополнительная информация:
Принципиальная схема BC-AR-430
BC-442
-
антенное реле с индикатором мощности из
комплекта SCR-274-N.
Дополнительная информация:
Схема цепей управления SCR-274
BC-450-A
-
блок дистанционного управления тремя
приемниками из комплекта SCR-274-N.
Дополнительная информация:
Схема подключения BC-450-A
BC-453
-
навигационный приемник из комплекта SCR-274-N.
Диапазон 190…550 кГц. Питание от бортсети 28 В
через умформер DM-32.
Дополнительная информация:
Принципиальная схема BC-453
BC-454
-
связной приемник из комплекта SCR-274-N.
Диапазон 3…6 МГц. Питание от бортсети 28 В
через умформер DM-32.
Дополнительная информация:
Принципиальная схема BC-454
BC-454 (FT)
- связной приемник (суффикс FT условный) из
комплекта SCR-274-N с адаптером местного
управления FT-260. Диапазон 3…6 МГц. Питание от
бортсети 28 В через умформер DM-32.
Адаптер
FT-260 установлен внизу на передней панели
приемника и предназначен для регулировки
громкости и переключения видов работы. На
нашем экземпляре адаптера в муаровой
краске выбрана канавка, а в ней выбиты
русские буквы ТГР, ВЫКЛ и ТЛФ.
Бросается
в глаза "ТГР" - необычный вариант
обозначения телеграфного режима. В наши дни
пишут "ТЛГ", хотя и "ТГР"
понимается однозначно. Все эти русские
буквы на передней панели, явно добавленные
нашими умельцами, свидетельствуют о том,
что приемники BC-454 определенно поставлялись
в авиационные части Красной Армии.
Дополнительная информация:
Схема подключения FT-260
На выход
BC-456
- модулятор и блок питания передатчиков из
комплекта SCR-274-N. Умформер DM-33 обеспечивает
одновременное питание всех бортовых
передатчиков.
Дополнительная информация:
Функциональная схема НЧ цепей
передатчика
BC-457
-
связной передатчик из комплекта SCR-274-N,
диапазон 4…5,3 МГц. Виды работы - ТЛГ и АМ.
Выходная мощность 40 Вт. Питание от бортсети
28 В через умформер DM-33, установленный на
модуляторе ВС-456.
Дополнительная информация:
Функциональная схема ВЧ цепей
передатчика
BC-458
-
связной передатчик из комплекта SCR-274-N,
диапазон 5,3…7 МГц. Виды работы - ТЛГ и АМ.
Выходная мощность 40 Вт. Питание от бортсети
28 В через умформер DM-33, установленный на
модуляторе ВС-456. По схеме аналогичен
передатчику ВС-457.
BC-631-B
-
блок коммутации (переходная коробка
экипажа) из комплекта командной
радиостанции SCR-522.
Дополнительная информация:
Блок-схема коммутации комплекта SCR-522
BC-733-D
-
приемник из комплекта RC-103 для захода на
посадку в условиях плохой видимости. Имеет
шесть фиксированных частот в диапазоне
108,3…110,3 МГц, стабилизированных кварцами.
Управление приемником дистанционное.
Питание от бортсети 28 В.
Дополнительная информация:
Принципиальная схема BC-733
BC-1333
-
маркерный приемник из комплекта
радиоотметчика RC-193. Собран по схеме прямого
усиления, диапазон частот 62…80 МГц.
Основная рабочая частота 75 МГц. Позволяет
получать отметку момента нахождения
самолета над маркерным маяком с помощью
световой и звуковой сигнализации. Питание
от бортсети 28 В.
Дополнительная информация:
Принципиальная схема BC-1333
CG-46117
-
бортовой КВ приемник морской авиации США,
часть комплекта RAX. Диапазон частот 7…27 МГц
(5 поддиапазонов), виды работы - ТЛГ и АМ.
Питание от бортсети 28 В через умформер,
установленный на приемнике. Производство
General Electric. Начало выпуска - 1941 г.
На примере
этого приемника можно видеть разницу в
подходах к конструированию армейской и
морской авиационной аппаратуры. Если
связные приемники командной радиостанции
SCR-274-N были принципиально однодиапазонными,
и при смене рабочего диапазона заменялся
весь блок приемника, то в комплекте RAX
каждый из трех приемников - CG-46115, CG-46116 и CG-46117
- имеет несколько диапазонов (4, 4 и 5
соответственно) и оснащен переключателем
диапазонов.
Дополнительная информация:
Принципиальная схема CG-46117
T-4/CRT-3
-
передатчик из состава аварийно-спасательного
комплекта AN/CRT-3, применявшегося в ВВС США и
Англии. Рабочие частоты 500 кГц и 8280 кГц. Вид
работы - тональный телеграф (А2). Выходная
мощность - 5 Вт. Имел в своем составе антенну
длиной около 100 м и противовес. Питание от
встроенного ручного генератора. Начало
выпуска - 1943 г.
С мая 1942 г.
в США выпускался аварийно-спасательный
комплект SCR-578 с передатчиком ВС-778,
прототипом которого был немецкий аварийный
передатчик NS 2. Передатчик ВС-778 пилоты
прозвали "Гибсон гёрл" (Gibson Girl) за его
эргономичные формы, напоминавшие изящных
девушек-моделей с картин художника конца XIX
века Чарльза Гибсона. Это же шутливое
прозвище унаследовал и передатчик T-4/CRT-3.
Аварийно-спасательные
комплекты SCR-578 и AN/CRT-3 состояли из двух
упаковок и кроме радиоаппаратуры включали
приспособления для подъема антенны -
коробчатый воздушный змей, который
запускался из спасательной лодки при
помощи ракетницы, и надувной резиновый шар
с газовыми баллонами для подъема антенны в
случае отсутствия ветра.
Передатчик
ВС-778 работал только на частоте 500 кГц, в то
время как T-4/CRT-3 попеременно работал на двух
частотах - 500 кГц и 8280 кГц. Это облегчало
поисковым самолетам пеленгацию надувной
резиновой лодки с членами экипажа сбитого
самолета. С самолета, летящего на высоте 600 м,
аварийные передатчики ВС-778 и T-4/CRT-3 были
слышны на расстоянии до 300 км.
Дополнительная информация:
Принципиальная схема ВС-778
Принципиальная схема T-4/CRT-3
TU-5
-
сменный диапазонный блок (Tuning Unit) бортового
авиационного передатчика ВС-375, который
входил в состав комплекта SCR-287. Рабочие
частоты 1,5...3 МГц. Рассчитан на выходную
мощность 75 Вт. Аналогичные сменные блоки
использовались в передатчиках ВС-191 из
мобильных комплектов SCR-177-B.
Дополнительная информация:
Внешний вид передатчика ВС-375
Принципиальная схема блока TU-5
Если вы
хотите продолжить знакомство с подразделом
"Радиоаппаратура союзников СССР, в том
числе поставлявшаяся по Ленд-Лизу",
можете воспользоваться приведенным ниже оглавлением: